воскресенье, 1 июля 2012 г.

Грибоедовский сезон в Крыму.


В первых числах июня мне стало известно, что редактор крымского выпуска "Литературной газеты" Т. А. Воронина оказалась одним из тех почитателей автора «Горя от ума», кто не был приглашен на Первые Международные Грибоедовские чтения в Алуште и ничего не слышал об их проведении. Узнав о том, что я был участником этой представительной конференции, Татьяна Андреевна любезно согласилась напечатать в «ЛГ» мою заметку «Грибоедов: читаемый и почитаемый», посвященную минувшим Чтениям. Считаю большой удачей начать работу своего блога о крымской «одиссее» А. С. Грибоедова с публикации именно этой статьи.


* * * 

Грибоедов: читаемый и почитаемый.

31 мая в Алуште завершили работу Международные Грибоедовские чтения. Крымчанам это мероприятие вернуло славную традицию проведения конференций, посвящённых великому драматургу, а для самой грибоедовистики стало хотя и очередным, но, будем надеяться, немаловажным событием.

Минувшая конференция также знаменательна тем, что, будучи проектом Института русской литературы Российской академии наук (реализованным совместно с Таврическим национальным университетом им. В. И. Вернадского), проводилась далеко за пределами самой России. Налицо постепенный, но долгожданный и, разумеется, многообещающий процесс: мероприятия РАН, посвящённые Александру Сергеевичу Грибоедову, неустанно ширят свою географию. Для нас же, крымчан, отрадно, что новым регионом, ставшим частью этих важных преобразований, оказался именно Крым.
С полуостровом Грибоедова связывало очень многое. Сюда он прибыл в июне 1825 года с целью оздоровиться и собрать материал для служебной и творческой деятельности, здесь же пережил сложный этап интеллектуального и духовного становления. В Тавриде писателем разрабатывался план величественной трагедии о Крещении Руси, повлиявший на всё последующее творчество Грибоедова-драматурга, и создавался журнал путевых заметок, определивший характер эволюции Грибоедова-прозаика. Наконец, именно под впечатлением от увиденного в Крыму литератор написал одно из своих лучших стихотворений – «Хищники на Чегеме». Одним словом, пребывание на полуострове стало заметным этапом идейно-творческого развития Грибоедова. Значит, и появление нашего края в почётном ряде мест, по обыкновению принимающих Грибоедовские чтения (село Хмелита на Смоленщине, где находится Дом-музей классика, и Санкт-Петербург), более чем заслужено и справедливо.
«А. С. Грибоедов и современность» – именно под таким названием проходили Первые Международные Грибоедовские чтения в Алуште. В ходе конференции состоялось заседание пяти секций, на которых выступили зарубежные («Современные проблемы изучения биографии и творчества А. С. Грибоедова»), украинские («Рецепция Грибоедова в мировой культуре»), а также местные («Грибоедов и Крым») почитатели классика и не только его («Христианский и мусульманский миры: политология сосуществования»). Работа почти всех секционных групп – за исключением одной («Грибоедов и язык эпохи»), участники которой вроде бы собирались в Симферополе, – проходила близ самого моря, в старинном здании Алуштинского музея. Его директору, Вере Григорьевне Рудницкой, удалось сделать всё, чтобы гости конференции вернулись домой с лучшими впечатлениями о гостеприимстве крымчан.
Принадлежность докладчиков к тому либо иному региону вряд ли учитывалась Оргкомитетом при их распределении по секциям. Но именно «географическая» составляющая в итоге повлияла на многое. Показательно, что украинские филологи, приехавшие на Грибоедовскую конференцию, оказались в явном меньшинстве по сравнению с их российскими коллегами. Помимо недочётов в работе симферопольцев, участвовавших в подготовке Чтений (их приглашения на это мероприятие получили лишь «избранные» специалисты и учреждения), к такому исходу привела куда более серьёзная проблема. Её суть – в утрате многих традиций, созданных нашими выдающимися учителями, в странном нежелании украинских гуманитариев исследовать биографию и творчество деятеля, в Украине жившего и, что не менее важно, многое пережившего, в принципе читаемого, но очень мало изучаемого.
Увы, положение науки о создателе «Горя от ума» на его родине также вызывает некоторую озабоченность. Разумеется, вся новейшая литература, посвящённая жизни и художественному наследию классика, выходит именно в России. Но ведь у истоков большинства грибоедоведческих начинаний последнего времени стоит всего один человек – главный научный сотрудник ИРЛИ РАН Сергей Александрович Фомичёв. Без него не состоялся бы целый ряд ключевых проектов «отрасли» (трёхтомник Полного собрания сочинений писателя, спра-вочные издания, специализированные научные сборники и мн. др.), он же является и одним из тех немногих исследователей, кто искренне «болеет» Грибоедовым и, кажется, готов ради него на всё. Что было бы, не стань профессор Фомичёв мобилизовывать своих коллег и друзей, преиму-щественно занятых не Грибоедовым, на участие в проектах, ему посвящён-ных, даже трудно предположить.
Благодаря С. А. Фомичёву и его соратникам удалась и конференция в Алуште – на неё съехались, пожалуй, все первые лица современной науки об авторе «Горя от ума». Лично для меня (исследователя, больше десяти лет изучающего Грибоедова) знакомство и общение с этими незаурядными людьми стало без преувеличения событием «номер один».
Под конец работы конференции Оргкомитет поднял вопрос о возможности проведения Вторых Грибоедовских чтений в Алуште – уже в 2013 году. Хорошо понимаю уважаемого профессора Фомичёва, засомневавшегося в перспективах этого смелого замысла (кому, как не ему, знать, чего стоят грибоедоведческие инициативы в наше сложное время). Конечно же, хочется, чтобы поклонники великого мастера и впредь собирались в Крыму. Но практика упрямо свидетельствует о том, что куда важнее просто проводить такие встречи (где именно, уже не так существенно). Тогда и популярность Грибоедова как объекта научной дискуссии, и число «болеющих» им учёных в самых разных странах будут лишь возрастать. А разве не в этом сегодня так остро нуждается грибоедовистика?


Опубликовано: 
"Литературная газета (+ Курьер Культуры: Крым - Севастополь)", 2012, № 12 (111), С. 4.




Комментариев нет:

Отправить комментарий