воскресенье, 8 сентября 2013 г.

Феофан Прокопович в творчестве А. С. Грибоедова: крымский подтекст.


В этот день умер Феофан Прокопович (1681–1736) – известный мыслитель, богослов, государственный деятель, публицист и поэт.
Феофан Прокопович
(из книги "Пантеон российских авторов").

В историю русской литературы Прокопович вошел как создатель величественной трагедокомедии «Владимир» (1705 г.). Это сочинение на многие годы определило традицию литературного изображения как самого князя Владимира, так и его противоречивой эпохи. Одним из тех писателей, чьи творческие опыты зримо отразили такое влияние, был и А. С. Грибоедов.

Находясь в Крыму в 1825 году, автор «Горя от ума» задумал написать «сценическую поэму» (А. С. Грибоедов) о Крещении Руси. До наших дней текст вышеназванного сочинения не сохранился. Между тем некоторые из его идейно-поэтических особенностей все же могут быть реконструированы – в том числе благодаря известной трагедокомедии.

Рассказывая о подвигах самодержца, Прокопович пишет и о том эпизоде его жизни, упоминание которого в тексте «Владимира» кажется весьма любопытным. Все препятствия, мешающие князю просветить славян, в сюжете этого панегирика чинятся мстительным духом Ярополка. Интересно, что последний, родной брат Владимира, был умерщвлен им в борьбе за престол – причем, если верить средневековым источникам, умерщвлен вероломно, в нарушение всех правил войны (в доме будущего Крестителя).

Что же до Грибоедова, то тема воздаяния (и мести как таковой) сильно увлекала его на протяжении всей жизни. Действующие лица таких известных трагедий автора, как «Родамист и Зенобия» и «Грузинская ночь», во-первых, жаждут мщения, а во-вторых, сами оказываются его жертвами.

Вышеназванные сочинения были написаны уже после 1825 года. Логично предположить, что в их сюжетах отразились именно те размышления Грибоедова о возмездии, которые инспирировала его творческая работа в Крыму.

Усиливая внутренние противоречия автора, переживавшего свою причастность к убийству В. В. Шереметева, эта работа не могла не влиять и на его духовную эволюцию. Одной из главных особенностей развития Грибоедова-христианина отныне становятся черты мистицизма, прослеживающиеся в его творчестве. Так, пьеса «1812 год», хотя и посвящается войне с Наполеоном, начинается явлением теней «давно усопших исполинов – Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч.» (А. С. Грибоедов). А среди действующих лиц «Грузинской ночи» особо выделяются духи зла, сговор с которыми другого персонажа определяет сюжет всего произведения.

Выходит, что трагедия о Крестителе могла не только отражать сложность писательских взглядов на природу вещей. Учитывая традицию изображения князя Владимира в литературе (с описанием его размышлений о гибели брата и, видимо, соответствующих видeний – как в сочинении Прокоповича), она также засвидетельствовала характер эволюции Грибоедова-драматурга. Тому доказательство – религиозно-философское звучание и фантастический характер его более позднего творчества. То есть те самые черты, которыми вполне могла отличаться и трагедия Грибоедова о Владимире – работа, задуманная как очередной вызов общественным и художественным стереотипам того времени.


Литература:
Минчик С. С. Грибоедов и Крым. – Симферополь, 2011. – С. 137, 141, 142.




Комментариев нет:

Отправить комментарий