В этот день умер Иван
Матвеевич Муравьев-Апостол (1768–1851) – русский писатель, переводчик и государственный
деятель.
Иван Матвеевич Муравьев-Апостол (из книги В. А. Кошелева "Письма из Москвы в Нижний Новгород".) |
Самым крупным литературным
трудом Муравьева-Апостола считается «Путешествие
по Тавриде …». Издание этого сочинения в
1823 году стало настоящим событием в культурной жизни России. Зная
Муравьева-Апостола как эстета, библиофила и необыкновенного эрудита, русские читатели высоко
оценили его книгу о Крыме. Среди тех, кто не остался равнодушным к ней, был и А. С.
Грибоедов – изучавший «Путешествие …» во время своей поездки в Полуденный край в 1825
году.
Имя Муравьева-Апостола встречается на страницах грибоедовского дневника не единожды. В заметке от 1 июля 1825 года автор «Путешествия …» упоминается драматургом в связи с посещением Байдарской долины, а 2 и 9 июля – по случаю прогулок в окрестностях Балаклавы и Бахчисарайского дворца.
Создатель «Горя от ума» читал и цитировал Муравьева-Апостола не случайно – скрытый диалог с автором самого известного и популярного сочинения о Крыме явно помогал Грибоедову утвердиться в новом для него жанре литературного путешествия. Наверняка этому процессу способствовало и другое намерение драматурга: превзойти Муравьева-Апостола как одного из наиболее ярких мастеров художественно-документальной прозы.
О том, как выглядел бы дневник 1825 года после творческой доработки, судить не просто. Однако то, что это произведение с легкостью могло бы стать равным книге «Путешествие по Тавриде …», сомневаться не приходиться. Пример тому – содержательная емкость путевых заметок Грибоедова, в части обозрения местной территории всё же превзошедших труд Муравьева-Апостола (по количеству названных топонимов). И это при том, что последний гостил в Крыму восемь недель, объездив этот край почти целиком, в то время как Грибоедов описал только двадцать дней своего путешествия и лишь отдельно взятую (юго-западную) часть полуострова.
Значит ли сказанное, что автор «Горя от ума» замышлял создание такого сочинения, которое и концептуально, и поэтически отличалось бы от всей известной в ту пору литературы о Тавриде? Пока не ясно. Зато очевидно другое: Грибоедов оказался самобытным последователем школы «научной филологии» (А. Шенле) в русской словесной культуре XIX века, чему наглядное свидетельство – поэтика его крымского дневника .
Литература:
Минчик С. С. Грибоедов и Крым. Симферополь, 2011. С. 183–184.
Имя Муравьева-Апостола встречается на страницах грибоедовского дневника не единожды. В заметке от 1 июля 1825 года автор «Путешествия …» упоминается драматургом в связи с посещением Байдарской долины, а 2 и 9 июля – по случаю прогулок в окрестностях Балаклавы и Бахчисарайского дворца.
Создатель «Горя от ума» читал и цитировал Муравьева-Апостола не случайно – скрытый диалог с автором самого известного и популярного сочинения о Крыме явно помогал Грибоедову утвердиться в новом для него жанре литературного путешествия. Наверняка этому процессу способствовало и другое намерение драматурга: превзойти Муравьева-Апостола как одного из наиболее ярких мастеров художественно-документальной прозы.
О том, как выглядел бы дневник 1825 года после творческой доработки, судить не просто. Однако то, что это произведение с легкостью могло бы стать равным книге «Путешествие по Тавриде …», сомневаться не приходиться. Пример тому – содержательная емкость путевых заметок Грибоедова, в части обозрения местной территории всё же превзошедших труд Муравьева-Апостола (по количеству названных топонимов). И это при том, что последний гостил в Крыму восемь недель, объездив этот край почти целиком, в то время как Грибоедов описал только двадцать дней своего путешествия и лишь отдельно взятую (юго-западную) часть полуострова.
Значит ли сказанное, что автор «Горя от ума» замышлял создание такого сочинения, которое и концептуально, и поэтически отличалось бы от всей известной в ту пору литературы о Тавриде? Пока не ясно. Зато очевидно другое: Грибоедов оказался самобытным последователем школы «научной филологии» (А. Шенле) в русской словесной культуре XIX века, чему наглядное свидетельство – поэтика его крымского дневника .
Литература:
Минчик С. С. Грибоедов и Крым. Симферополь, 2011. С. 183–184.
Комментариев нет:
Отправить комментарий