вторник, 26 ноября 2013 г.

«... У него в Крыму жил Грибоедов». Памяти Н. В. Сушкова.


В этот день родился Николай Васильевич Сушков (1796–1871) – русский чиновник и публицист, приятель А. С. Грибоедова.

Николай Васильевич Сушков
(из книги "Грибоедовские места").
С автором «Горя от ума» Сушков познакомился еще в Московском благородном пансионе, учеником которого был и Грибоедов. Насколько хорошо оба знали друг друга в то время, неизвестно. Однако в 1825 году их встречи, по всей вероятности, были довольно частыми, а отношения – близкими. Во всяком случае, со временем Сушков утверждал, что в Крыму «Грибоедов часто услаждал» его своей игрой на клавикордах. А В. И. Ярославский, близко знавший автора приведенных слов, заявлял: «…У него в Крыму жил Грибоедов».

Факт общения Сушкова с автором «Горя от ума» на Юге, хотя и кажется второстепенным, не является таковым в действительности. Он позволяет не только понять характер окружения Грибоедова в 1825 году, но и более того – определить место Крыма в его идейно-творческой эволюции.

«…Товарищ Грибоедова по Благородному пансиону, служил советником казенной палаты в Крыму», – так пишут о Н. В. Сушкове комментаторы последнего академического издания ПССГ. Между тем приведенную характеристику нельзя считать правильной сразу по нескольким причинам.

Во-первых, потому, что, как и Грибоедов, Сушков активно занимался литературным творчеством. И даже несмотря на то, что с 1818 года он «совершенно прекратил занятия литературой» (РБС), современники знали его как драматурга, поэта и журналиста, чьи произведения некогда пользовались успехом.

Во-вторых, будучи местным чиновником, Сушков, по-видимому, оставался человеком прогрессивных взглядов. Подтверждение этому – не только его карьера государственного деятеля, сложившаяся со временем, но и конфликты с начальством, отзвуки которых запечатлены в архивных документах и мемуаристике.

Как писатель Сушков, несомненно, был особенно близок автору «Горя от ума» в Крыму. Потому их встречи и разговоры «на чужой стороне, посреди татар» (Н. В. Сушков) не могли не касаться литературы и так или иначе способствовали развитию Грибоедова-художника. С другой стороны, опыт Сушкова в деле хозяйственного освоения Юга России также мог заинтересовать его прославленного соученика. Ведь известно, например, что Грибоедов был увлечен идеей социально-экономических преобразований на Кавказе. А значит и в 1825 году эта идея должна была наполняться новым содержанием – на этот раз под влиянием его собственных наблюдений над колониальной политикой царизма и компетентных отзывов о ней.


Литература:
Минчик С. С. Грибоедов и Крым. Симферополь, 2011. С. 57–58, 64–65.




Комментариев нет:

Отправить комментарий