суббота, 8 июля 2017 г.

Какой А. С. Грибоедов нужен жителям и гостям Ялты.

Сегодня в СМИ появилось мое интервью с комментариями по поводу ситуации, которая сложилась вокруг идеи воссоздать памятник А. С. Грибоедову в окрестностях Ялты. Готовясь к этому событию, Н. А. Сырбу отредактировала текст нашей беседы  в частности, опустив мои слова признательности за ее вклад в изучение судьбы творений Леонида и Инны Смерчинских. Отдавая должное скромности Натальи Александровны, повторюсь: именно она догадалась выйти на ялтинскую администрацию, где ей помогли раздобыть копии материалов о нынешнем памятнике Грибоедову в Алуште: паспорт и учетную карточку объекта с фотоприложениями, а также план его первоначального размещения близ Массандры. Эти документы не только стали одной из основ моего исследования, посвященного истории увековечивания на полуострове памяти о писателе-дипломате. Также они были переданы мной в Госкомитет по охране культурного наследия РК, где большинство из них увидели впервые. Впрочем, могла остаться малоизвестной и моя позиция по вопросу о новом-старом памятнике Грибоедову в Ялте, ведь издание, которое осветило ее, не индексируется поисковиками и потому лишено доступа к широкой аудитории. Зато им располагает мой блог, в связи с чем предлагаю вышеназванную публикацию вниманию его читателей.



* * *

ПАМЯТНИК А. С. ГРИБОЕДОВУ: ВОССТАНОВИТЬ ВОССТАНОВЛЕННОЕ?

За последние несколько лет в Ялте и ее окрестностях появился целый ряд новых памятников. Сейчас в городе обсуждается идея восстановления памятника русскому писателю и дипломату Александру Сергеевичу Грибоедову. Горадминистрация решила провести опрос общественного мнения и предложила ялтинцам ответить на три вопроса: нужно ли восстанавливать памятник А. С. Грибоедову в Ялте, из какого материала его изготовить и на каком месте установить. Мы решили эти же вопросы задать эксперту — кандидату филологических наук, доценту кафедры русской и зарубежной литературы КФУ имени В. И. Вернадского Сергею Минчику.

— Сергей Сергеевич, вы очень долго и подробно исследуете тему «Грибоедов и Крым». С ней связана вся ваша научная деятельность, ей же вы посвя­тили книгу, на страницах кото­рой она впервые получила свое капитальное изложение. Нет, наверное, смысла спрашивать вас об отношении к идее вос­создать в Ялте памятник авто­ру «Горя от ума»... Поддержи­ваете ее, верно?
— Сама идея увековечить память об Александре Сергеевиче Грибо­едове мне, естественно, по душе, иначе и быть не может. Вот только делать это, восстанавливая преж­ний объект, на мой взгляд, нельзя.
— Вам не нравится тот памят­ник, который стоял у нас в годы Советского Союза?
— Конечно же, нравится. Для жите­лей и гостей Ялты его делал извест­ный крымский скульптор Леонид Семенович Смерчинский, столетие которого мы отмечаем в этом году. И памятник Грибоедову, а если точ­нее, его погрудное изображение, у мастера вышло на редкость удач­ным. Но ведь есть обстоятельства, которые сильнее наших желаний. И одно из них вряд ли позволит ялтин­цам вернуть грибоедовскую скуль­птуру.
— Что вы имеете в виду?
— Нельзя восстановить то, что уже восстановлено. Объект, который представители ялтинских властей и общественности хотели бы видеть на его прежнем месте, в настоящее время находится по соседству, в го­роде Алуште, и, как по мне, очень неплохо там смотрится.
— Но ведь алуштинский Гри­боедов был установлен срав­нительно недавно, а наш исчез лет тридцать назад. Где же все это время он находился и за­чем понадобилось менять ме­сто его расположения?
— Причиной всего стал досадный случай. Накануне распада СССР не­далеко от пересечения Ялтинской трассы и дороги к санаторию «Дон­басс» произошло ДТП с участием крупногабаритной машины, в ре­зультате чего постамент, на кото­ром возвышалась скульптура Смер­чинского, оказался разрушенным, а само изображение писателя-дипло­мата сильно повреждено. Памятник, к счастью, решили восстановить, и для этого его отправили в Симферо­поль, на комбинат Художественного музея, где он некогда и появился на свет. Леонида Семеновича в живых уже не было, зато работала его вдо­ва, Инна Александровна. Она и взя­лась возвращать Грибоедову былой облик. Фрагменты, которые оста­лись после аварии, склеили вме­сте, по ним была сделана форма из гипса, но заливать ее решили уже не цементом с каменной крошкой, как при создании, а более прочным материалом. Так в работу оказались вовлечены литейщики из Киева. На Украину гипсовая форма отправи­лась весной 1991 года, а через не­сколько месяцев ялтинский Грибое­дов был снова в Крыму — правда, уже сверкая бронзой. Но разруха, связанная с развалом страны, по­мешала ялтинцам забрать ценный груз. Поэтому более десяти лет он буквально провалялся в крымской столице: сначала под открытым не­бом, во дворе комбината, а спустя некоторое время и в подвале пред­приятия. Вспомнили о бронзовом изваянии лишь спустя десять лет, накануне 100-летия Алушты. Узнав о том, что в Симферополе есть в прямом смысле слова бесхозный памятник, власти города попросили Худфонд передать Грибоедова им. Предприятие не возражало, и в раз­гар юбилея Алушта обрела новую достопримечательность.
— Вы сказали, что в результа­те аварии постамент, на кото­ром стоял Грибоедов, был пол­ностью разрушен. Что в таком случае стоит на углу Ялтинской трассы и поворота на Массан­дру?
— В месте, о котором вы говорите, стоит тот самый постамент, верши­ну которого скульптура Смерчинско­го украшала в год открытия памят­ника, в 1953-м. Но спустя какое-то время его местоположение решили поменять — видимо, в связи с появ­лением новой троллейбусной трас­сы в Ялту. Перенести всю конструк­цию было не возможно, и поэтому ограничились бюстом Грибоедова: с капитального постамента трапе­циевидной формы его перестави­ли на прямоугольный, который был выше предыдущего и более узким, а потому и менее устойчивым. Это и подвело новое сооружение, кото­рое попросту не выдержало удара от столкновения с грузовиком.
— Сергей Сергеевич, а как вы узнали обо всей э той истории?
— Все началось с того, что осенью 2014 года в Алуште заговорили о необходимости перенести памятник Грибоедова на новое место. Я тогда решил написать небольшой очерк о его судьбе и встретился с Олегом Владимировичем Лобовым, который в 2002 году был вице-мэром горо­да и отвечал за культуру и туризм. От него-то мне и стало известно об алуштинских страницах жизни этого памятника, его же стараниями уда­лось выйти на дочь Смерчинского, Нину Леонидовну, которая, в свою очередь, и поведала все остальное. Что-то прояснились в Художествен­ном фонде, ну, а какие-то детали стали понятны уже благодаря доку­ментам из профильного Госкомите­та.
— Так если алуштинцы хотят перенести памятник Грибоедо­ву, может, есть смысл вернуть его нам, на прежнее место?
— Насколько мне известно, в дека­бре 2016 года алуштинский Грибое­дов был включен в Единый реестр объектов культурного наследия страны. А с памятниками такого ста­туса, как вы понимаете, шутки пло­хи: ни перенести, ни даже сдвинуть его на полметра без спецрешения Москвы теперь ни у кого не выйдет.
— Получается, что своего па­мятника Грибоедову ялтинцы лишились, восстанавливать прежний смысла нет. Что же делать городу?
— Я бы начал с самого простого: отказался от идеи устанавливать какие бы то ни было памятники за пределами городской черты. На до­рогах и тем более трассах место крупным объектам, таким, как ме­мориалы или скульптурные ансамб­ли, но не памятникам. Что же каса­ется Грибоедова, то у ялтинцев он, разумеется, должен быть свой: от­крытый людям и всегда на виду.

Многие страницы ялтинской исто­рии связаны с пребыванием в на­шем городе очень многих писателей и поэтов. Может, подумать о созда­нии в Ялте аллеи литераторов? Когда-то мы задались целью со­ставить список. Получилось более двухсот человек.


Источник:
«Ялтинские вести». № 25 (87). 2017. 8 июля. С. 15.