Сегодня в СМИ появилось мое интервью с комментариями по поводу ситуации,
которая сложилась вокруг идеи воссоздать памятник А. С. Грибоедову в окрестностях Ялты. Готовясь к этому событию, Н. А. Сырбу отредактировала текст нашей
беседы — в частности, опустив мои слова признательности за ее вклад в изучение судьбы
творений Леонида и Инны Смерчинских. Отдавая должное скромности Натальи
Александровны, повторюсь: именно она догадалась выйти на ялтинскую администрацию, где ей
помогли раздобыть копии материалов о нынешнем памятнике Грибоедову в Алуште: паспорт
и учетную карточку объекта с фотоприложениями, а также план его первоначального
размещения близ Массандры. Эти документы не только стали одной из основ моего
исследования, посвященного истории увековечивания на полуострове памяти о
писателе-дипломате. Также они были переданы мной в Госкомитет по охране
культурного наследия РК, где большинство из них увидели впервые. Впрочем, могла остаться малоизвестной и моя позиция по вопросу о новом-старом
памятнике Грибоедову в Ялте, ведь издание, которое осветило ее, не
индексируется поисковиками и потому лишено доступа к широкой аудитории. Зато им
располагает мой блог, в связи с чем предлагаю вышеназванную
публикацию вниманию его читателей.
* * *
ПАМЯТНИК А. С. ГРИБОЕДОВУ: ВОССТАНОВИТЬ ВОССТАНОВЛЕННОЕ?
За последние несколько лет в Ялте и ее окрестностях появился целый ряд
новых памятников. Сейчас в городе обсуждается идея восстановления памятника
русскому писателю и дипломату Александру Сергеевичу Грибоедову.
Горадминистрация решила провести опрос общественного мнения и предложила
ялтинцам ответить на три вопроса: нужно ли восстанавливать памятник А. С.
Грибоедову в Ялте, из какого материала его изготовить и на каком месте
установить. Мы решили эти же вопросы задать эксперту — кандидату филологических
наук, доценту кафедры русской и зарубежной литературы КФУ имени В. И.
Вернадского Сергею Минчику.
— Сергей Сергеевич, вы очень долго и подробно исследуете тему
«Грибоедов и Крым». С ней связана вся ваша научная деятельность, ей же вы посвятили
книгу, на страницах которой она впервые получила свое капитальное изложение.
Нет, наверное, смысла спрашивать вас об отношении к идее воссоздать в Ялте
памятник автору «Горя от ума»... Поддерживаете ее, верно?
— Сама идея увековечить память об
Александре Сергеевиче Грибоедове мне, естественно, по душе, иначе и быть не
может. Вот только делать это, восстанавливая прежний объект, на мой взгляд,
нельзя.
— Вам не нравится тот памятник, который стоял у нас в годы Советского
Союза?
— Конечно же, нравится. Для жителей
и гостей Ялты его делал известный крымский скульптор Леонид Семенович
Смерчинский, столетие которого мы отмечаем в этом году. И памятник Грибоедову,
а если точнее, его погрудное изображение, у мастера вышло на редкость удачным.
Но ведь есть обстоятельства, которые сильнее наших желаний. И одно из них вряд
ли позволит ялтинцам вернуть грибоедовскую скульптуру.
— Что вы имеете в виду?
— Нельзя восстановить то, что уже
восстановлено. Объект, который представители ялтинских властей и общественности
хотели бы видеть на его прежнем месте, в настоящее время находится по
соседству, в городе Алуште, и, как по мне, очень неплохо там смотрится.
— Но ведь алуштинский Грибоедов был установлен сравнительно недавно,
а наш исчез лет тридцать назад. Где же все это время он находился и зачем
понадобилось менять место его расположения?
— Причиной всего стал досадный
случай. Накануне распада СССР недалеко от пересечения Ялтинской трассы и
дороги к санаторию «Донбасс» произошло ДТП с участием крупногабаритной машины,
в результате чего постамент, на котором возвышалась скульптура Смерчинского,
оказался разрушенным, а само изображение писателя-дипломата сильно повреждено.
Памятник, к счастью, решили восстановить, и для этого его отправили в Симферополь,
на комбинат Художественного музея, где он некогда и появился на свет. Леонида
Семеновича в живых уже не было, зато работала его вдова, Инна Александровна.
Она и взялась возвращать Грибоедову былой облик. Фрагменты, которые остались
после аварии, склеили вместе, по ним была сделана форма из гипса, но заливать
ее решили уже не цементом с каменной крошкой, как при создании, а более прочным
материалом. Так в работу оказались вовлечены литейщики из Киева. На Украину
гипсовая форма отправилась весной 1991 года, а через несколько месяцев ялтинский
Грибоедов был снова в Крыму — правда, уже сверкая бронзой. Но разруха,
связанная с развалом страны, помешала ялтинцам забрать ценный груз. Поэтому
более десяти лет он буквально провалялся в крымской столице: сначала под
открытым небом, во дворе комбината, а спустя некоторое время и в подвале предприятия.
Вспомнили о бронзовом изваянии лишь спустя десять лет, накануне 100-летия
Алушты. Узнав о том, что в Симферополе есть в прямом смысле слова бесхозный
памятник, власти города попросили Худфонд передать Грибоедова им. Предприятие
не возражало, и в разгар юбилея Алушта обрела новую достопримечательность.
— Вы сказали, что в результате аварии постамент, на котором стоял
Грибоедов, был полностью разрушен. Что в таком случае стоит на углу Ялтинской
трассы и поворота на Массандру?
— В месте, о котором вы говорите,
стоит тот самый постамент, вершину которого скульптура Смерчинского украшала
в год открытия памятника, в 1953-м. Но спустя какое-то время его
местоположение решили поменять — видимо, в связи с появлением новой
троллейбусной трассы в Ялту. Перенести всю конструкцию было не возможно, и
поэтому ограничились бюстом Грибоедова: с капитального постамента трапециевидной
формы его переставили на прямоугольный, который был выше предыдущего и более
узким, а потому и менее устойчивым. Это и подвело новое сооружение, которое
попросту не выдержало удара от столкновения с грузовиком.
— Сергей Сергеевич, а как вы узнали обо всей э той истории?
— Все началось с того, что осенью
2014 года в Алуште заговорили о необходимости перенести памятник Грибоедова на
новое место. Я тогда решил написать небольшой очерк о его судьбе и встретился с
Олегом Владимировичем Лобовым, который в 2002 году был вице-мэром города и
отвечал за культуру и туризм. От него-то мне и стало известно об алуштинских
страницах жизни этого памятника, его же стараниями удалось выйти на дочь
Смерчинского, Нину Леонидовну, которая, в свою очередь, и поведала все
остальное. Что-то прояснились в Художественном фонде, ну, а какие-то детали
стали понятны уже благодаря документам из профильного Госкомитета.
— Так если алуштинцы хотят перенести памятник Грибоедову, может, есть
смысл вернуть его нам, на прежнее место?
— Насколько мне известно, в декабре
2016 года алуштинский Грибоедов был включен в Единый реестр объектов
культурного наследия страны. А с памятниками такого статуса, как вы понимаете,
шутки плохи: ни перенести, ни даже сдвинуть его на полметра без спецрешения
Москвы теперь ни у кого не выйдет.
— Получается, что своего памятника Грибоедову ялтинцы лишились,
восстанавливать прежний смысла нет. Что же делать городу?
— Я бы начал с самого простого:
отказался от идеи устанавливать какие бы то ни было памятники за пределами
городской черты. На дорогах и тем более трассах место крупным объектам, таким,
как мемориалы или скульптурные ансамбли, но не памятникам. Что же касается
Грибоедова, то у ялтинцев он, разумеется, должен быть свой: открытый людям и
всегда на виду.
Многие страницы ялтинской истории связаны с пребыванием в нашем
городе очень многих писателей и поэтов. Может, подумать о создании в Ялте
аллеи литераторов? Когда-то мы задались целью составить список. Получилось
более двухсот человек.
Источник:
«Ялтинские вести». № 25 (87).
2017. 8 июля. С. 15.