Декабрем 1888 г. датируется 61 том журнала «Русская старина», где было напечатано продолжение работы В. Е. Якушкина «К литературной и общественной истории 1820–1830 годов». На страницах этой публикации, изданной несколькими частями, воспроизводятся 76 писем, которые составляют коллекцию А. А. Ивановского – поэта, близкого к литературным кругам России первой трети XIX в. В ней, наряду с другими документами, нашлось место и личным бумагам В. К. Кюхельбекера, литератора-декабриста и друга А. С. Грибоедова. Имя последнего в одной из них названо прямо, в связи с его путешествием в Крым. Автор этого упоминания – еще один друг драматурга и дипломата В. Ф. Одоевский, 25 июня 1825 г. писавший Кюхельбекеру: «На сих днях получил я от Грибоедова из Киева письмо … [вырвано]. Он, видно, в хорошем расположении духа … [вырвано] и восхищается киевскими древностями. Он отправляется на корабле в Имеретию и оттуда к Ермолову». Для грибоедоведения эти слова важны потому, что позволяют пересмотреть устоявшийся взгляд на цели поездки автора «Горя от ума» в Крым.
«Русская старина». 1888. Т. LXI. С. 595. |
«В Керчи сяду на корабль и поплыву в Имеретию, оттудова в горы к Ермолову», – сообщал о себе Грибоедов в письме к Одоевскому из Киева 10 июня 1825 г. Именно это признание и подразумевает последний, говоря о своем товарище Кюхельбекеру. Но в письме «из Киева» Грибоедов ничего не говорит о своем «расположении духа». Значит, к выводу о нем Одоевский приходит самостоятельно. Будто, получив известия от старого друга, он немедленно задумывается о его настроении, а затем делится наблюдениями с Кюхельбекером, которого этот вопрос беспокоит не меньше.
Несколькими месяцами ранее, 2 марта 1825 г., нечто похожее напишет и Д. Н. Бегичев – тому же Кюхельбекеру: «Об Грибоедове имеем известие от двух приехавших недавно из Петербурга родных наших: прежде от Наумова, а потом от А. И. Кологривова; они довольно часто видались с ним, он здоров, как говорят, совсем намерен бросить писать стихи, а вдался весь в музыку и что-то такое серьезное питает». Ясно, что автор приведенных строк имеет в виду душевное самочувствие Грибоедова, которое не кажется ему благополучным и, как в случае с Одоевским, также вызывает тревогу. Оснований же для нее у Бегичева достаточно: состояние писателя, который, попав на вершину успеха, внезапно решает порвать с литературой, действительно выглядит странно.
Литература
Минчик С. С. Грибоедов и Крым. Симферополь, 2011. С. 103–104.