среда, 26 декабря 2018 г.

О встрече А. С. Грибоедова с Вацлавом Ржевуским накануне поездки в Крым.


В этот день, 26 декабря, родился польский вояжер, востоковед и публицист Вацлав Ржевуский (1785 – 1831). В современном грибоедоведении его имя не упоминается, но причины связывать этого деятеля с автором «Горя от ума» существенны.

Вацлав Ржевуский
(из фонда Национального музея
в Варшаве)
10 июня 1825 г., находясь в Киеве, литератор-дипломат напишет В. Ф. Одоевскому: «Меня приглашают неотступно в Бердичев на ярмарку, которая начнется послезавтра, там хотят познакомить с Ржевуцким». В советское время эти слова будут особенно важны для исследователей, которые считали поездку Грибоедова на Юг связанной с заговором декабристов. А собственно письмо князю Одоевскому приобретет статус документа, свидетельствующего в пользу данного предположения. Тому причина – личность Генрика Ржевуского (Rzewuski), которого долгое время считали агентом польских сепаратистов, посланным в Крым для контакта с русскими заговорщиками. Известно, что полуостров он посетит в обществе Адама Мицкевича (Mickiewicz), который так же встретит эмигранта, связанного с тайным обществом – Густава Олизара (Olizar), чье имя, в свою очередь, прозвучит и в путевой заметке Грибоедова от 29 июня. Предполагаемая связь последнего с польскими вольнодумцами, фамилии которых почти одновременно будут упомянуты в его бумагах (в письме к Одоевскому и в дневнике), станет весомым доводом не лишь в пользу версии, обусловливающей писательский приезд в Крым событиями заговора. Этим советская наука будет аргументировать причастность Грибоедова и к планам революционного подполья. Однако в действительности оснований для таких выводов меньше, чем кажется на первый взгляд.

Советский историк и полонист С. С. Ланда предположил, что в письме от 10 июня 1825 г. фигурирует фамилия не малоизвестного спутника Мицкевича, а популярного в то время Вацлава Ржевуского. Путешественник, ориенталист и литератор, по роду деятельности он больше других должен был казаться похожим на Грибоедова, так же много времени посвятившего поездкам по Востоку. А это могло побудить их современников свести обоих, что исключает из круга предполагаемых гостей Бердичева Генрика Ржевуского – и, соответственно, уязвляет позиции тех, кто настаивал на причастности писателя-дипломата как к планам польских сепаратистов, так и к революционному движению в России вообще.


Литература:
Минчик С. С. Грибоедов и Крым. Симферополь. 2011. С. 29, 43.