вторник, 9 июля 2024 г.

Как поссорили Владимира Вольфовича с Александром Сергеевичем.

Сегодня мне стало известно, под каким номером в канцелярии городской администрации Симферополя зарегистрировали мое обращение к мэру М. С. Афанасьеву – с просьбой решить проблему, с которой столкнулся «Грибоедовский сквер». Ну или, если точнее, то территория в районе гостиницы «Москва» и Автовокзала: в течение 10 лет известная как место, увековечивающее память об авторе незабвенного «Горя от ума», но почти три недели назад вдруг получившее название «Сквер им. Владимира Жириновского». Поскольку полностью данный документ в Интернет не выложен (в формате различимого текста), исправляю сложившуюся ситуацию посредством своего блога!

Выдержка из заключения Комиссии горадминистрации Симферополя по теме сквера имени Владимира Жириновского за подписью вице-мэра.

* * * 

Главе городской администрации г. Симферополь
Афанасьеву М. С.

Уважаемый Михаил Сергеевич!

19 июня 2024 г. Комиссия по присвоению, изменению и аннулированию наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры в муниципальном образовании городской округ Симферополь РК заключила наименовать территорию в районе гостиницы «Москва» и Автовокзала «Сквером им. Владимира Жириновского». Однако данное заключение противоречит иным документам и заявлениям властей города, согласно которым за вышеназванным местом закреплено название «Грибоедовский сквер».
8 октября 2014 г. глава муниципального образования городской округ Симферополь РК В. Н. Агеев заявил о намерении властей построить сквер с памятником А. С. Грибоедову в районе гостиницы «Москва» и Автовокзала (см. Приложение № 1).
22 июля 2015 г. городская администрация Симферополя сообщила (резолюция № М-604/9952), что инициатива по созданию «Грибоедовского сквера» в районе гостиницы «Москва» и Автовокзала будет учтена «при разработке проектов планировки соответствующих территорий» (см. Приложение № 2).
В 2017 г. администрация Симферополя провела конкурс на лучший дизайн-проект сквера в районе гостиницы «Москва» и Автовокзала, в котором приняло участие несколько инвесторов. Условия конкурса предполагали создание в вышеназванном месте тематического объекта культуры и отдыха с памятником А. С. Грибоедову (см. Приложение № 3).
Вследствие того, что Глава администрации Симферополя Е. С. Проценко приняла решение смонтировать в районе гостиницы «Москва» и Автовокзала площадку для скейтбординга, 13 июня 2020 г. местные жители составили петицию и провели митинг с требованием к властям выполнить обязательства по возведению в данном месте сквера А. С. Грибоедова. После того, как в ситуацию вмешался Глава Республики С. В. Аксенов, 25 июня 2020 г. чиновница публично пообещала соорудить спортивный объект в другом районе города без ущерба для отведенной под «Грибоедовский сквер» зоны (см. Приложение № 4).
Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829) – писатель и государственный деятель. Его пьеса «Горя от ума» включена в школьную программу как одно из лучших произведений отечественной классики, а деятельность на посту российского посла в Персии (Иран), где он был убит при участии спецслужб Великобритании, считается образцом патриотизма.
Во время путешествия по Крыму с июня по сентябрь 1825 г. А. С. Грибоедов неоднократно гостил в Симферополе.
9 ноября 2022 г. Президент В. В. Путин подписал Указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», которым предполагается «сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России» (§ 24, п. «б»).
7 мая 2024 Президент В. В. Путин подписал Указ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», которым предполагается «обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей в рамках не менее 70 процентов проектов в сфере культуры, искусства и народного творчества» (§ 3, п. «ж»).
8 мая 2024 г. Президент В. В. Путин подписал Указ № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения», которым предполагается «популяризация истории развития культуры, науки и техники, военно-промышленного комплекса и военной истории России» (§ 12, п. «е»).
В свете вышесказанного и во исполнение указов Президента РФ № 809, № 309 и № 314 просим Вас решить вопрос об увековечивании в Симферополе памяти об А. С. Грибоедове посредством ранее анонсированного властями создания соответствующего объекта культуры и отдыха – с учетом следующих условий:
1) в силу большой важности фигуры А. С. Грибоедова для российской истории и культуры вышеназванный объект должен располагаться в зоне с интенсивным человекопотоком;
2) поскольку единственным местом, которое А. С. Грибоедов назвал в связи с посещением Симферополя, является Салгир (прочие места не атрибутированы), объект, увековечивающий память о русском писателе и дипломате, необходимо локализовать на берегу р. Салгир;
3) территория объекта, увековечивающего в Симферополе память об А. С. Грибоедове, должна предполагать наличие пространства под памятник в виде лавочки с изваянием писателя-дипломата типовых габаритов (см. Приложение № 5);
4) об установке на территории вышеназванного объекта памятника А. С. Грибоедову должен сообщать памятный камень с типовой надписью.
С целью, во-первых, упростить создание в Симферополе новой достопримечательности, а во-вторых, адаптировать её под нужды людей, также предлагаем:
1) в качестве объекта, увековечивающего память об А. С. Грибоедове, рассмотреть возможность создания типовой ротонды (см. Приложение № 6);
2) окружить объект, увековечивающий память об А. С. Грибоедове, ансамблем лавочек количеством от 4 единиц – ввиду отсутствия вдоль р. Салгир на участке от гостиницы «Москва» и Автовокзала до района сквера им. И. М. Гаспринского общественных мест для сидения (см. Приложение № 7).

Автор и ведущий программ 
на телеканале «Крым 24», доцент кафедры русской 
и зарубежной литературы КФУ им. В. И. Вернадского, 
член правления КРО Российского общества историко-архивистов, 
кандидат филологических наук, доцент, 
лауреат Государственной премии РК                                                                               С. С. Минчик,

автор и ведущий 
программ на телеканале «Симферополь 24», 
лауреат Государственной премии РК                                                                                 А. А. Шилко,

краевед, старший преподаватель 
кафедры туризма КФУ им В. И. Вернадского, 
Заслуженный работник курортов и туризма РК                                                         И. М. Коваленко,

радиоведущая, член правления 
КРО Союза журналистов
Российской Федерации                                                                                                        С. Г. Разина.


четверг, 15 декабря 2022 г.

А. С. Грибоедов и «Конвергентные технологии».

Вчера в моем распоряжении оказался макет двухтомника
«Конвергентные технологии XXI: вариативность, комбинаторика, коммуникация». 
Данный сборник я считаю уникальным, поскольку впервые со времен ликвидации филфаков Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского на страницах одной книги нашлось место трудам почти всех исследователей, которые работают в новосозданном Институте филологии КФУ. Давно поддерживая идею объединить специалистов-словесников нашего вуза, устранив «факультетские» пережитки прошлого, в подготовке этого издания с удовольствием согласился участвовать и я. Благо, любимый мною автор – писатель и дипломат А. С. Грибоедов – в пору перемен, локальных и глобальных, как по мне, лучше кого бы то ни было помогает обществу понять свое место в событиях, которые разворачиваются вокруг него. А ведь поводом к происходящему в мире сейчас (включая и события в университете, где работаю я) явилась как раз «крымская повестка» – судьбу автора «Горя от ума» в 1825 г. также изменившая.




НАСЛЕДИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ XXI В.

С. С. Минчик

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Институт филологии (сп), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь

Аннотация. Деглобализация сталкивает русское общество с проблемой выработки государственной идеологии, без которой полноценное развитие держав в условиях многополярного мира невозможно. Впрочем, материал для нее уже предложила отечественная литература – в том числе, классик первой величины и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов (1794–1829). Что из его наследия релевантно запросу на формирование системы ценностей, которая могла бы консолидировать жителей РФ, и готовы ли к участию в дискуссии о ней исследователи автора «Горя от ума»? Ответам на данные вопросы посвящена предлагаемая статья.
Ключевые слова: грибоедоведение, государственная идеология, национальная идея, «русский мир», ценности, деглобализация.

Summary. Deglobalisation has confronted Russian society with the problem of working out a state ideology. Russian literature already provided the material for it. As well as poet and diplomat Alexander S. Griboyedov (1794–1829). What of his legacy is relevant to the demand for an axiology that could consolidate the Russian people, and are researchers of author of "Woe from Wit" ready to take part in the discussion of this system of values? This article is devoted to answering these questions.
Key words: griboedovistic, state ideology, national idea, Russian World, values, deglobalization.

К ряду неотложных задач отечественной науки, которые встали перед ней в 2022 г., относится выработка национальной и, шире, государственной идеологии (Е. В. Балацкий, А. С. Бируля, О. Э. Бессонова, В. В. Богатырев, А. А. Ильина, А. Е. Мелихова, В. П. Остапенко, Э. Т. Прохоров, К. В. Старостенко, М. А. Юнцев и др.). Таковая не только бы усилила позиции «русского мира» в эру деглобализации. Ясная система ценностей, консолидирующая жителей самой большой страны на Земле, неизбежно стимулировала бы появление новой модели мироустройства, спрос на которую, в условиях кризиса «Западного проекта», в XXI в. растет стремительными темпами (Е. В. Балацкий, В. Н. Бараков, С. Ю. Глазьев, И. Ф. Кефели, Е. А. Кошечкина, Я. А. Лещенко, С. Н. Некрасов, В. И. Пантин, В. В. Семикин, А. В. Чернов и др.).
Одним из ключевых источников, представляющих интерес в свете аксиологических разысканий в РФ, является классическая литература. Принципы, которые в продолжение многих столетий излагались на ее страницах, относятся к различным парадигмам, но объединяет их одно – вера «в высшее назначение» [7, с. 21] Отечества и стремление самих авторов, изменив к лучшему его судьбу, повлиять на все человечество.
Не стал исключением и Александр Сергеевич Грибоедов (1794–1829). Поэт, драматург и композитор, этот деятель оставил заметный след в художественный культуре России. Однако не менее значимо его влияние и на общественный процесс. Государственный деятель, близкий кругу декабристов, Грибоедов слыл вольнодумцем и даже был арестован по делу о тайных обществах, а написанная им комедия «Горе от ума» долгое время считалась манифестом свободолюбия. Впрочем, содержание данного произведения выходит далеко за рамки политического дискурса. Что же касается грибоедовского наследия в целом, его актуальность для «идеологических» штудий в силу специфики деятельности сочинителя-дипломата также не вызывает сомнений.
Цель работы – выяснить, как грибоедоведение реагирует на вызовы современности и готово ли оно к дискуссии о создании «технократичной, прагматичной и прогрессивной» [2] доктрины развития русского общества и цивилизации вообще.
По запросу «Грибоедов» с указанием соответствующих условий в хронологической и жанровой областях поиска крупнейший в РФ портал «Elibrary», интегрированный с научной периодикой и изданиями, показывает данные о семнадцати статьях, напечатанных в 2022 г. Посвящены они языку бессмертного «Горя …» (А. В. Королькова) и его влиянию на речевую культуру (Д. А. Метелица), переводам текста пьесы (Е. В. Аблогина, М. М. Гераськова, Л. В. Коковина), методике разбора в школе биографии и произведений классика (А. А. Малышева, Н. А. Чернакова), а также его деятельности историка (Н. И. Храпунов) и чиновника (А. В. Зайцева, Ю. И. Ильина, Е. Б. Поканинова, И. С. Федорова). Что же касается, собственно, литературы, здесь в основном изучаются опыты Грибоедова в жанре легкая комедия (К. О. Высокович), его популярность в Интернете (А. М. Гурьянова, К. В. Синегубова) и вклад в творчество авторов XIX–XXI вв.: Николая Мельгунова (Н. Ю. Романова), Евдокии Ростопчиной (Е. Р. Иванова, А. М. Ранчин), Федора Достоевского (Л. Ю. Фуксон) и Александр Кушнера (А. В. Кулагин).
Показательны и труды о сочинителе-дипломате, вышедшие в свет в 2021 г. Касаются они языковых особенностей «Горя …» (И. А. Ершова, А. В. Королькова, Л. В. Коковина., А. Л. Мугумова) и переводческой практики (Е. В. Аблогина, Анджела Бринтлингер, Е. О. Ёлгина, И. А. Подгорный, Н. А. Тархова), школьного и вузовского преподавания (Ю. А. Акямсова, Е. А. Баикина, В. И. Земзерева, А. Л. Латухина, С. С. Минчик, Н. А. Трубицина, А. В. Ширяева), а также службы Грибоедова (Р. И. Кантимирова, И. С. Федорова, В. Д. Янов), его взглядов на мир (М. Г. Альтшуллер, А. Н. Долгих, М. В. Строганов, Н. И. Храпунов, А. И. Цыбанева) и экспертного осмысления (Д. К. Первых, Л. А. Орехова, М. В. Строганов, С. А. Фомичёв). Литературное наследие классика интересно исследователям в контексте идейно-художественной специфики «Горя …» (Т. Н. Комарова, И. В. Кузнецов, Д. С. Куличенко, А. А. Пигалова, И. А. Подгорный, А. В. Шайхиева) и других произведений (С. Ю. Камышева, Л. А. Орехова, К. А. Поташова, А. А. Филиппова, Э. С. Хидирова), а также писательского влияния на искусство (М. Афшар, Е. П. Беренштейн, С. И. Головко, Н. Л. Ермолаева, В. А. Кошелев, Е. Г. Лебедева, Д. А. Метелица, А. Г. Нестерова, Е. Г. Постникова, Н. Ю. Романова).
Длительность процесса обновления архива «Elibrary» не позволяет с точностью установить, как много работ о создателе «Горя …» появилось в 2022 г. Однако информация, которая уже содержится на портале, свидетельствует, что, уступая прошлогодним показателям количественно, в части качества новейшие публикации продолжают развивать традиционную для грибоедоведения проблематику. В свете же поставленной в статье цели перспективными кажутся сразу несколько из них.
Рассматривая лексико-семантическое поле «учение» в грибоедовском «Горе …», А. В. Королькова заключает, что «несомненная доминанта произведения» [4, с. 50] воплощена в понятии «ум» – который автор и называет «аксиологической ценностью». При этом ее носителю Чацкому в действительности не принадлежит роль пропагандиста собственных взглядов. Оказавшись один на один с враждебным по отношению к себе социумом, он лишь комментирует их, причем делает это вслед Фамусову, завладевшему инициативой в спорах с молодым человеком.
Изучив функционирование прецедентных феноменов, Д. А. Метелица заявляет, что в мировой классике нет произведений, которые могли бы «сравниться с комедией Грибоедова не только количеством, но и частотой употребления высказываний из него» [6, с. 49]. Что доныне определяет большой вес «Горя …» в общественной жизни РФ.
Характеризуя восприятие грибоедовской пьесы за рубежом, Е. В. Аблогина обращается к опыту Мэри Хобсон, которая призналась, что в английском языке не существует «точных эквивалентов даже для самых простых русских слов» [1, с. 9]. Также переводчица убедилась и в неспособности Запада постичь глубину отечественной культуры – сообщив, что и в XXI в. Лондонский национальный театр отказывает «Горю …» в наличии присущего ему «сценического потенциала» [1, с. 11–12].
Н. И. Храпунов отмечает образованность и наблюдательность Грибоедова, который, изучая древние развалины в Крыму и книги о нем, «не стеснялся полемизировать» [8, с. 253] с мэтрами науки о прошлом. Также историк подчеркивает, что в отличие от современников, идеализировавших Тавриду и считавших виновниками ее запустения турок, сочинитель-дипломат возлагал ответственность за это на русских колонизаторов, равнодушных к теме памяти.
Сравнив мемы, относящиеся к «Горю …» и к другой литературе, А. М. Гурьянова и К. В. Синегубова доказывают особую важность «данного произведения для российских интернет-пользователей» [3, с. 40]. И объясняют его популярность в электронном пространстве удобной для запоминания формой представления текста.
А. В. Кулагин, рассмотрев лирику Александра Кушнера, приходит к выводу, что грибоедовская комедия близка тому, поскольку в ней «ощутимо бытовое, "домашнее" начало» [5, с. 279]. Наконец, «Горе …» не может не вызывать «пристрастие» у современного поэта-патриота, потому что соотносится оно «с национальной проблематикой, с "русским холодом", с русской "метелью"», то есть как раз с теми мотивами, которые имеют «судьбоносное для России значение».
Предпринятый анализ показывает: продолжая взятый ранее курс на изучение определенного ряда аспектов, наука о Грибоедове в 2022 г. не замечает глобальные вызовы современности. Тем не менее, в оборот ею водятся такие обобщения и аргументация, которые представляются продуктивными. Исследователи утверждают, что авторитет писательского слова среди жителей РФ непоколебим, артикулируются им смыслы, чуждые Западу, но понятные и принимаемые в русском обществе, а среди концептов, выделяемых классиком, особое место занимают «ум» и «память». Всего этого достаточно, чтобы немедленно начать работу по привлечению грибоедовского материала к дискуссии о национальной идее – участие в которой должно предполагать мобилизацию всех представителей гуманитаристики.

Список использованных источников

1. Аблогина Е. В. Перевести «гениальнейшую русскую драму»: стратегия Мэри Хобсон / Е. В. Аблогина // Переводческий дискурс: междисциплинарный подход. Материалы VI международной научно-практической конференции / гл. ред. М. В. Норец. – Симферополь, 2022. – С. 7–12.
2. Глазьев С. Ю. Идеология новой эры / С. Ю. Глазьев // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2022. – № 1 (39). – С. 9.
3. Гурьянова А. М., Синегубова К. В. Школьный фактор формирования интернет-мемов (на материале образа Чацкого) / А. М. Гурьянова // Виртуальная коммуникация и социальные сети. – 2022. – Т. 1. – № 1 (1). – С. 37–41.
4. Королькова А. В. Лексико-семантическое поле «учение» в композиционной структуре комедии А. С. Грибоедова «Горе от Ума» / А. В. Королькова // Известия Смоленского государственного университета. – 2022. – № 3 (59). – С. 40–52.
5. Кулагин А. В. «Горе от ума» в поэзии Александра Кушнера / А. В. Кулагин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 3 (166). – С. 272–280.
6. Метелица Д. А. Прецедентное имя «Грибоедов» в русской лингвокультуре: теоретический и методический аспекты / Д. А. Метелица // Наука глазами молодых. Сборник научных трудов / ред. И. В. Бурмыкина. – Липецк, 2022. – С. 47–51.
7. Тищенко А. С. Генезис русской национальной идеи в отечественной литературе / А. С. Тищенко // Русская старина. – 2021. – № 12 (1). – С. 20–28.
8. Храпунов Н. И. А. С. Грибоедов как исследователь крымских древностей / Н. И. Храпунов // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: империя и полис. XIV Международный Византийский Семинар / отв. ред. Н. А. Алексеенко. – Симферополь, 2022. – С. 251–256.


Источник:
«Конвергентные технологии XXI в.: вариативность, комбинаторика, коммуникация». Симферополь, Издательский дом КФУ, 2022. С. 511–515.