вторник, 30 июня 2020 г.

«Подписи» в проекте «Грибоедовский сквер».

Ровно четыре года назад в свет вышел очередной номер крымской «Литературки», на страницах которого было напечатано продолжение цикла моих очерков об открытии в Симферополе грибоедовского сквера. С ностальгией вспоминая связанные с ним события, по традиции выражаю признательность главному редактору издания Татьяне Андреевне Ворониной за возможность публиковаться на его страницах и предлагаю вниманию Интернет-пользователей вышеназванную статью.



* * *

10 мая 2016 года в возрасте восьмидесяти пяти лет скончалась искусствовед Аза Пальчикова. Ее имя и авторитет подвижника музейного дела были известны далеко за пределами полуострова. Знал Азу Павловну и наш автор, доцент КФУ Сергей Минчик, описавший встречи с ней в одном из своих очерков об открытии в Симферополе сквера имени А. С. Грибоедова. Редакция «ЛГ» предлагает его вниманию своих читателей и посвящает светлой памяти Азы Пальчиковой.

ПУТЬ К СКВЕРУ
(из записок грибоедоведа)

ПОДПИСИ

Голос Шаманаевой звучал по обыкновению страстно и даже немного жертвенно. «Подпишу все, что скажешь, – почти крикнула в трубку она. – Везде, где речь идет о природе, мою фамилию ставь смело!». – «Спасибо, Татьяна Дмитриевна, если не смогу попасть в Белое, позвоню снова». Мы попрощались, и я вернулся к тексту петиции, о которой мне говорил Мавлютов. В голове закипело: «Подписи всего три, но по факту ведь учтено почти все, что может касаться и сквера, и самого Грибоедова. Наука с вузом, литература с театром, тележурналистика с экодвижением. В общем, группа вполне представительна, а значит, можно не переживать».
К двадцать четвертому июня дело было в основном сделано – не хватало лишь подписи Обуховской. Когда мы созвонились, она заверила: «Все в силе, около двух часов буду под Госсоветом». Слова Людмилы обрадовали – после нашей встречи можно было идти к Бахареву и регистрировать бумагу до конца дня.
Закончив лекцию чуть раньше звонка, в центр я решил направиться вдоль речки. Но рядом со Шмидта мой телефон заиграл. Это была Наталья Александровна Сырбу. «Мы с Азой Павловной в Симферополе, будем рады встрече». – «А где именно вы сейчас?». – «На площади имени Куйбышева». Я тихо рассмеялся – давно не приходилось слышать, чтобы это место называли так чинно. «Куда мне подходить?». – «В сквер». – «В который?». – «Здесь клумбы, лавочки, каменные буквы …». – «Можете прочитать?». – «Они задом наперед … Хотя… Это слово парк!».
Когда я подходил, Наталья сидела на скамейке и о чем-то беседовала с Пальчиковой. Вот так, на свежем воздухе и под солнцем, мы познакомились друг с другом чуть больше месяца назад.
Девятнадцатого мая Аза Павловна приезжала, чтобы выбрать слуховой аппарат. В городе она была вместе с Александром Яковлевичем Басовым. Наталья сопровождала обоих, и, пользуясь случаем, решила увидеть меня – прежде мы общались лишь в соцсетях и по телефону. В такой компании я и встретил ее в тот день. Выбрав летний столик в каком-то заведеньице близ реки и библиотеки Франко, мы от души наговорились: о Грибоедове, живописи и, наконец, о «Краеведческих встречах», к участию в которых Наталья хотела меня подготовить. Мероприятие в итоге состоялось – в Ялте я побывал тринадцатого июня. Пальчиковой там уже не было, однако с Басовым и Сырбу мы снова встретились.
«Вспомнит или нет», – подумал я, когда приблизился к Азе Павловне. Та засияла, давая понять, что узнала меня. В этот раз она выглядела так же бодро, как во время нашего знакомства. «Ялтинцы до сих пор под впечатлением от субботы и передают вам привет, – с бархатом в голосе сказала Наталья. – Чем занимаетесь?». «Пишем петиции», – ответил я и показал ей бумагу. Та взяла ее и почему-то стала читать вслух.

Главе администрации г. Симферополь Бахареву Г. С.

Уважаемый Геннадий Сергеевич! Наша инициативная группа обращается к Вам с просьбой согласовать проект строительства в Симферополе объектов "Батюшковский спуск", "Грибоедовский сквер" и "Поляна Жуковского".
Данный проект предполагает создание культурно-досуговых и рекреационных объектов вблизи мест, связанных с именами классиков русской литературы К. Н. Батюшкова (1787–1855), А. С. Грибоедова (1794–1829) и В. А. Жуковского (1783–1852), а также последующую установку памятников в их честь.
Целесообразность строительства данных объектов обусловлена необходимостью благоустроить территорию Симферополя и поднять уровень культурного туризма в городе. Особенно важно это в 2015 году, который руководство страны официально объявило Годом русской литературы.
Предварительный проект строительства объектов "Батюшковский спуск" (на месте "Лестницы любви" в районе ул. Воровского), "Грибоедовский сквер" (на берегу р. Салгир в районе Центрального автовокзала и гостиницы «Москва») и "Поляна Жуковского" (на берегу р. Салгир в районе школы № 24 и ресторана "Княжа втиха") был согласован с Симферопольским горисполкомом в 2014 году.
Все материалы с предложениями и соответствующей детализацией переданы Главному архитектору г. Симферополь Э. Ф. Мавлютову.


Хотя я и знал эти слова почти наизусть, в исполнении Натальи все прозвучало как-то по-новому. Конец петиции она тоже решила зачитать.

Минчик Сергей Сергеевич, литературовед, кандидат филологических наук, преподаватель КФУ имени В. И. Вернадского. Обуховская Людмила Анатольевна, публицист, член Союза писателей РФ, искусствовед, член Союза театральных деятелей РФ. Шаманаева Татьяна Дмитриевна, эко-журналист, автор и ведущий программ телеканала "Первый крымский". Контактное лицо: Минчик С. С.

Все это время Аза Павловна молчала. Сложив бумагу, Наталья посмотрела на меня: «Что ж, очень понятно написано. Поздравляю и желаю успехов!». Пальчикова оживилась: «Я совсем ничего не расслышала, дайте и мне посмотреть!». Кто-то из нас дал ей петицию. «Азе Павлововне сделали новый слуховой аппарат, но он пока не сильно ее выручает», – вздохнула Наталья. Я пожал плечами и достал пакет с несколькими книгами. «Здесь меньше, чем вы просили, но это все из-за КРИППОшниц, которым я читал лекцию – дамы боевые, так что пришлось поделиться». Наталья улыбнулась: «А я показывала вашу монографию Азе Павловне, ей очень понравилось. Можно один экземпляр для нее?». Я взял пакет, который собирал для ялтинцев, и вытащил из него книгу. Пальчикова раскрыла ее на первой странице, но тут же вернула мне. «Поставьте свою подпись», – пояснила Наталья. Просьба старушки меня очень тронула, и я на секунду вспомнил о детстве.
Сара Исааковна, Надежда Федоровна, Марья Никодимовна... Так, кажется, звали местных старожил, которых я видел в Семинарском сквере, когда он еще был Пионерским. Тогда, четверть века назад, им было под восемьдесят и больше, но гулять они выходили совсем одни. Нередко их собирала случайная лавка, хотя мне они запомнились просто стоявшими либо медленно бродившими. Так, к слову, я и узнал впервые, что значит «периметр»... И да – мне казалось, что друг с другом они общаются без удовольствия.
С Азой Павловной и Натальей было хорошо, а потому, подписав книгу, я пожалел, что нужно было спешить. Мои собеседницы будто поняли это и, прежде чем мы разошлись, сказали напоследок много добрых и веселых слов.
Путь лежал к зданию Госсовета, куда, судя по часам, уже подошла Обуховская. «Людмила Анатольевна, где вы?», – спросил я, набрав ее по телефону. «Иду навстречу тебе», – ответила она и, когда наши взгляды пересеклись, взмахнула рукой. Воздух был суховат, поэтому скверам, что были поблизости, мы предпочли свежий зал Худмузея. Людмила села на скамейку: «Показывай, что написал». Я дал ей петицию. Она подняла брови, то ли по привычке, то ли от удивления, и стала читать.
Завершив с бумагами, мы разговорились. Беседа была о разном, но больше других мое внимание привлек рассказ Людмилы об ее знакомых. Мужчина и женщина, вместе работали и были не разлей вода. Он ее сильно любил, и, когда та осталась без матери, сделал ей предложение. Потом семья, дети… А спустя много лет заболел уже он и, умирая, оставил жене записку с пляшущими буковками: «Если бы ты только знала, как я тебя люблю». По словам Людмилы, эти строчки вдова перечитывает и по сей день.
Шел пятый час, и, хотя здание Горадминстрации было совсем близко, спешить туда мне уже не хотелось.

Продолжение следует.

Сергей МИНЧИК,
г. Симферополь.


Источник:
«Литературная газета + Курьер культуры: Крым–Севастополь». 2016. № 11–26 (35–36). 30 июня. С. 2.