Сегодня я узнал, что в свет вышел сборник тезисов II Научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки КФУ им. В. И. Вернадского». Одним из участников этого мероприятия посчастливилось стать мне – в качестве автора доклада о связях краеведа А. И. Полканова с идеологом советского грибоедоведения академиком М. В. Нечкиной. Представляю текст своего исследования вниманию Интернет-публики.
* * *
ГРИБОЕДОВСКАЯ ТЕМА В ПЕРЕПИСКЕ А. И. ПОЛКАНОВА С В. И. ФИЛОНЕНКО
Минчик С. С.
доцент, Таврическая академия, кафедра русской и зарубежной литературы
В науке о создателе «Горя от ума» советский период ее истории не был длительнее остальных. Вместе с тем он не является и самым продуктивным – серьезно изучая жизнь и творчество А. С. Грибоедова, в СССР также деятельно мифологизировали его личность.
Последствия такого подхода к образу классика заявляют о себе даже в новейших исследованиях. Потому актуальность работ, в которых выявляются ошибки грибоедоведения, осмысливаетсяих генезис и механизмы распространения, не может вызывать сомнений – без них современная наука рискует повторить судьбу советской.
В кругу исследователей писателя-дипломата видное место занимает крымский искусствовед, историк и общественный деятель Александр Иванович Полканов (1884 – 1971). Его статьюоб авторе «Горя …» (1970 г.) использовала М. В. Нечкина при переиздании книги «Грибоедов и декабристы» (1977 г.) – самого влиятельного труда в «отрасли» времен СССР. Все это привлекает интерес к личным бумагам Полканова, которые хранятся в Государственном архиве Республики Крым (ГАРК) и включают немало сведений, прямо либо косвенно связанных сименем Грибоедова. Не исключение и переписка исследователя.
Занимаясь краеведческими разысканиями, Полканов много общался с Виктором Иосифовичем Филоненко (1884 – 1977), филологом-ориенталистом и одним из пионеров крымской грибоедовианы, обратившихся к личности классика еще в 20-х годах ХХ в. Цель настоящей работы – охарактеризовать переписку ученых как неотъемлемую часть системы знаний о создателе«Горя …» и видный эпизод ее развития.
В крымском Госархиве корреспонденция Полканова и Филоненко собрана и представлена в их личных фондах: Р-3814 и Р-3864 соответственно. В основном она связана с караимской тематикой, но есть в эпистолярии краеведов и упоминание о Грибоедове.
7 августа 1969 года Полканов пишет Филоненко: «На днях поеду в Симферополь, где пробуду до 25-VIII, т. к. наши художники собираются отпраздновать мое 85-летие, а потом мы вернемся в Коктебель, где пробудем до октября. Я буду работать над рукописью «Грибоедов в Крыму», чем постоянно и два года работаю и нашел интересные материалы, о которых не знала даже Нечкина».
Говоря о некой рукописи, Полканов, несомненно, подразумевает свою будущую публикацию в одном из номеров газеты «Крымская правда» – ту самую, которую и процитирует академик Нечкина в последнем издании своей монографии. Что же имеет в виду краевед, сообщая о не известных ей материалах, понять сложнее.
Третье издание книги Нечкиной в части рассуждений о путешествии классика в Крым от второго (1951 г.) отличается немногим – лишь заявлением о встрече Грибоедова с А. Мицкевичем и Г. Олизаром 29 июня 1825 года. При этом, если в тексте монографии называется имя одного Л. Гомолицкого, выдвинувшего данную гипотезу, в примечаниях к ней наряду с польским авторомтакже упоминается и Полканов.
Итак, крымского искусствоведа Нечкина называет вне основной части своих рассуждений: с одной стороны, упоминая его, а с другой, не цитируя так же, как Гомолицкого. Но почему?
Книга «Дневник пребывания Адама Мицкевича в России …», на страницах которой Гомолицкий связал Грибоедова с польскими революционерами, была издана в 1949 году. Судя по всему,Нечкина не знала об этом, а потому, готовясь к переизданию первой редакции своего исследования (1947 г.), и не дополнила его новыми идеями.
До последнего не слышал о Гомолицком и Полканов. В 1953 – 1954 гг. из-под его пера выходит первая статья о Грибоедове, которую краевед готовит для чтения публичных лекций (ее текстнаходится в ГАРК в деле № 157). Но в данной работе об авторе «Дневника …» не говорится ни слова. В свою очередь, первый труд Полканова, где имя Гомолицкого все же называется, датирован лишь 1967 годом (он также хранится в ГАРК, в деле № 160) – именно с этого времени краевед и ссылается на польского автора в своих статьях о Грибоедове.
В письме к Филоненко (1969 г.) Полканов заявлял, что занимался рукописью о писателе-дипломате «два года», то есть примерно с 1967-го. Следовательно, его знакомство с идеями Гомолицкого приходится как раз на этот период. И похоже, что узнав о них, краевед решается не только подготовить материал для публикации – им предпринимаются попытки выяснить, что думает о польском «Дневнике …» автор «Грибоедова …».
В деле № 273 фонда Р-3814 в ГАРК хранится рецензия Нечкиной (1963 г.) с отзывом на книгу Полканова «Севастопольское восстание 1830 года». Это значит, что в начале шестидесятых оба, по меньшей мере, знали друг друга. И даже если их отношения не были близкими, логично предположить, что, узнав об идеях Гомолицкого около 1967 года, Полканов постарался лично связаться с Нечкиной. Выяснив, что академик ничего «не знала» о «Дневнике …», краевед написал об этом Филоненко. Сама же Нечкина воспользовалась подсказкой Полканова и спустя почти десятилетие украсила 3-е издание «Грибоедова …» рассказом о выводах Гомолицкого – попутно выразив благодарность крымскому автору ссылкой и на его имя.
Впрочем, опираясь на статью в «Крымской правде», академик позаимствовала из нее не только то, что утверждал «Дневник …». На страницы монографии Нечкиной перекочевала и ошибка Полканова, заявлявшего, будто Грибоедов приехал в Симферополь 18 июня 1825 года. Примечательно, что документы, подтверждающие эту датировку, на сегодняшний день не выявлены, в то время как работы, в которых она фигурирует на правах доказанного и общепризнанного факта, уже исчисляются десятками.
Итак, переписка А. И. Полканова с В. И. Филоненко – любопытная страница грибоедовианы. Она показывает, что крымские исследователи, изучавшие создателя «Горя от ума» в разные годы, поддерживали связь не только друг с другом. Например, искусствовед Полканов лично знал М. В. Нечкину, и, видимо, поэтому в деле изучения событий 1825 года влиял на ее работу – не только усиливая доводы академика, но по существу и способствуя мифологизации Грибоедова в целом.
Источник:
II научная конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и
молодых ученых «Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского». Симферополь, 2016. T. 7. С. 681–682.