понедельник, 28 ноября 2016 г.

Не меняя традиции. «Крымская газета» об А. С. Грибоедове.


В этот день пятнадцать лет назад «Крымская газета» напечатала очередную статью, посвященную писателю-дипломату и его визиту на полуостров. В отличие от всех иных материалов об А. С. Грибоедове, которое публиковало это издание прежде, данный материал не принадлежал авторству литературного краеведа Татьяны Барской. Вместе с тем, традиционные для этой газеты подходы к описанию грибоедовской поездки в Крым здесь все же нашли свое место. Считаю статью Валентины Тарусиной свидетельством целой эпохи в науке о создателе «Горя от ума» и предлагаю ее текст вниманию Интернет-пользователей.


«Почти три месяца я провел в Тавриде»

«…Чудесно всю жизнь прокататься на четырех колесах, кровь волнуется, высокие мысли бродят и мчат далеко за обыкновенные пределы пошлых опытов, воображение свежо, какой-то бурный огонь в душе пылает и не гаснет», – писал Александр Сергеевич Грибоедов своему «другу и брату» С. Н. Бегичеву о крымских впечатлениях.

Автор «Горе от ума» приехал в Крым в июне 1825 года по пути на Кавказ. Пребывание его в Тавриде сказалось длительнее, чем предполагалось. В Симферополе он остановился в гостинице «Афинская», а уже через несколько дней, покинув берега Салгира, гостил у чабанов на Чатыр-Даге, спал на полоне под открытым небом. Наблюдал, как луна плывет над морем. Затем спустился в Партенит и в Гурзуф. Через еще только зарождавшийся Никитский ботанический сад, приехал в Ялту. В его путевых заметках появляется запись: «Ночую в Дерекое (ныне Ущельное). Кладовая хозяина. Один каштанник во всем краю. Сад Мордвинова в Ялте». «В Алупке, – помечено дальше, – обедаю, сижу под кровлею, которая с одной стороны опирается на стену, а с другой – на камень, пол выходит на плоскую кровлю другого хозяина». Объехав весь Южный берег, Александр Сергеевич Грибоедов попадает в Севастополь, осматривает Георгиевский монастырь, долину Черной речки, Инкерман и бухту. Отсюда его путь лежит в Бахчисарай, где он был очарован красотой ночи, теплым ароматом степного ветерка, журчанием фонтанов ханского дворца. Со скал пещерного города Чуфут-Кале поэт любовался живописной панорамой окрестностей.

В сентябре А. Грибоедов – вновь в Симферополе, гостит у бывшего таврического губернатора А. М. Бороздина в его имении Саблы, в 15 км от города (ныне село Партизаны Симферопольского района). Это местечко называли «крымским гнездом» декабристов. Здесь собирались передовые люди того времени, обсуждая острые политические вопросы. Дом А. М. Бороздина, где жил Грибоедов, сохранился, хотя позднее сильно изменен переделками.

Девятого сентября А. Грибоедов выехал из Симферополя в Феодосию, не остался без его внимания Судак с его знаменитой крепостью. Отсюда путь писателя и дипломата лежал на Кавказ.

Из Феодосии он успел отправить два письма С. Н. Бегичеву. В одном из них подводил итог своего путешествия: «Ну вот, почти три месяца я провел в Тавриде… Еще игра судьбы нестерпимая: весь век желаю где-нибудь найти уголок для уединения и нет его для меня нигде».

Валентина Тарусина.


Источник:
Крымская газета. 2001. № 221. 28 ноября. С. 3.